18 июля 2011 года принят Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц». По данному Закону все государственные и муниципальные организации,
коммерческие организации контрольный пакет которых принадлежит государству, а также субъекты
естественных монополий вправе проводить закупки товаров, работ, услуг за счет собственных средств только в специально установленном порядке.
Требования 223-ФЗ задают общие принципы организации закупок товаров и услуг на предприятиях, попадающих под действие этого закона. Общие цели 223-ФЗ перекликается с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», однако требования 223-ФЗ оставляют компаниям больше свободы действий. Умелое применение 223-ФЗ даст компаниям широкие возможности для адаптации системы закупок в соответствии со своими потребностями.
Например, 223-ФЗ не требует обязательного проведения торгов (аукционов или конкурсов), предприятия могут использовать любые формы закупки вплоть до закупки у единственного источника. Однако, исходя из общих принципов закона (информационная открытость, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке) использование неконкурентных видов закупки должно быть обосновано экономической целесообразностью.
С введением 223-ФЗ компании, проводящие 100% своих закупок без конкуренции поставщиков попадут под пристальное внимание ФАС. С принятием положений, определяющих санкции за нарушение 223-ФЗ, наказание за нарушение конкуренции в области закупок станет обычной практикой. Особую опасность для государственных компаний представляет то, что нарушение 223-ФЗ дает достаточные основания для оспаривания сделок по закупке товаров и услуг в суде. Опираясь на нарушения 223-ФЗ недовольные поставщики смогут обратиться в Суд если их права были нарушены.
До 1 января 2012 г. государственные компании должны опубликовать свое положение о закупках.После этого, в соответствии с опубликованным положением, на официальном сайте компании должны быть опубликованы планы закупки и объявления о предстоящих закупках. А с 1 июля 2012г. вся эта информация должна будет публиковаться на официальном сайте zakupki.gov.ru. Закон 223-ФЗ определяет минимальные требования к раскрытию информации о закупке. Так обязательно должны быть опубликованы - извещение о закупке, документация, проект контракта. Эти документы должны раскрывать основные параметры закупки: предмет закупки, место, время, способ закупки, срок поставки, требования к участникам критерии оценки и т.п.
Закон требует четкого определения требований к участникам и критериев оценки предложений. То есть выбор поставщика должен быть достаточно прозрачным, чтобы участники конкурсной закупки смогли проверить сделанный выбор. Отсюда вытекает то, что с принятием 223-ФЗ закупщики должны очень внимательно относиться к формированию конкурсной документации. Наиболее верным, хотя и сложным решением будет введение бальной оценки предложений поставщиков по параметрам поданных предложений. Если проводится аукцион - единственным параметром является цена. Если предмет закупки - сложен, а предложения участников имеют значительную вариацию по условиям поставки, оплаты, качеству, профессиональному опыту — без бальной оценки предложений поставщиков обойтись будет сложно.