30 лет на дорогах ЮГРЫ

В июле 2017 года Акционерное общество «Государственная компания «Северавтодор» отметило 30-летний юбилей.

За эти годы предприятию удалось не просто выжить, преодолев перестройку и кризисные моменты, но и успешно развиваться. Это при том, что дорожные организации государственной формы собственности в России сегодня можно пересчитать по пальцам. Львиная доля таких компаний была ликвидирована по причине их неэффективности. «Северавтодор» уже фактом своего существования опровергает мнение, что государственная компания – это изжившая себя форма собственности. За долгий 30-летний путь деятельность «Северавтодор» никогда не была убыточной. Успешно сохранить свой статус стратегического актива целого региона предприятию «Северавтодор» позволила серьезная материально-техническая база, коллектив высококвалифицированных специалистов, эффективные управленческие решения и конструктивный диалог с заказчиками.

Стратегический актив Югры

Сегодня Акционерное общество «Государственная компания «Северавтодор» является крупнейшим предприятием на рынке дорожного хозяйства Югры, обслуживающим всю федеральную, региональную и межмуниципальную автодорожную сеть округа.

Общая протяженность обслуживаемых государственной компанией дорог составляет почти 4000 километров. В том числе: протяженность федеральных дорог – 345 километров, протяженность территориальных дорог - 2747 километров, промысловые дороги –605 км и прочие – 200 километров. Протяженность мостов и путепроводов составляет 308/24116,11 шт./м.

На обслуживании предприятия находятся внеклассный мостовой переход через реку Иртыш в районе г. Ханты-Мансийска протяженностью 1,316 километра, внеклассный мостовой переход через реку Обь в районе г. Сургут протяженностью 2,11 километра, мостовой переход через протоку Юганская Обь в районе г. Нефтеюганск протяженностью – 0,874 километра и мостовой переход через реку Вах на автомобильной дороге Нижневартовск Стрежевой – 1,014 километра.

Для производства работ по принципу полного цикла – от проектирования до строительства и содержания автомобильных дорог – на территории Ханты-Мансийского автономного округа в составе Акционерного общества «Государственная компания 

действуют девять филиалов, расположенных в Нижневартовске, Сургуте, Нефтеюганске, Ханты-Мансийске и других городах Югры. Помимо этого, в городе Сургуте находится собственная проектная группа. Для осуществления своей деятельности «Северавтодор» располагает 14 производственными базами, 25 дорожно-ремонтными пунктами, 17 асфальтобетонными заводами, производством битумных эмульсий, четырьмя дробильно-сортировочными установками и цехом по изготовлению дорожных знаков. Налажено производство собственной сертифицированной битумно-полимерной мастики «Юградормаст», используемой для санации трещин в асфальтобетонном покрытии.

Также на балансе предприятия находится 1223 единицы техники, в том числе 14 укладочных комплексов.

Зима близко

Особой гордостью компании «Северавтодор» считается тот факт, что предприятие является генеральным подрядчиком по строительству и содержанию 100 процентов протяженности автозимников и ледовых переправ межмуниципального значения. Это больше 2552 километров, из которых 17 километров – это ледовые переправы через реки. Практически все время существования компании, за исключением небольшого перерыва, ответственность за зимники лежит на АО «ГК «Северавтодор». Стоит отметить, 

что за зимний период 2016–2017 гг. не было зафиксировано ни одного официального замечания со стороны заказчика в адрес компании по качеству устройства и содержания автозимников. Для округа это очень значимая работа. На сегодняшний день в Югре насчитывается 58 зимников и 56 ледовых переправ межмуниципального значения. Подобные дороги зимой – единственная возможность для жителей некоторых небольших населенных пунктов добраться в районные центры и в окружную столицу. Таких поселков, к примеру, очень много в Ханты-Мансийском районе. В основном они находятся по берегам рек, в летний период спасает навигация, а с конца октября и до конца декабря они фактически отрезаны от «цивилизации», там существует только воздушное сообщение. И чем быстрее дорожники введут зимники, тем быстрее люди получат связь с другими населенными пунктами.

Ежегодно перед коллективом АО «ГК «Северавтодор» стоит задача обеспечить безопасность на зимних автомобильных дорогах и ледовых переправах, в том числе: установить дорожные знаки, сигнальные вехи, блокпосты регулирования движения и пункты контроля. Причем более трети всех работ компания выполняет собственными силами. Субподрядчики привлекаются к обустройству и содержанию автозимников и ледовых переправ в рамках строгого отбора, на конкурсной основе.

Инновационные проекты

Еще одна гордость АО «ГК «Северавтодор» – работа в рамках муниципального контракта жизненного цикла, благодаря совместной инициативе государственной компании и администрации Кондинского района. В 2014 году проектная группа предприятия приступила к разработке проектной документации по объекту «Подъездная автомобильная дорога к деревне Сотник Кондинского района.

После завершения строительства данной дороги компания будет самостоятельно ее содержать, то есть нести гарантийные обязательства. В целом, вместе с содержанием объекта, проект рассчитан до 31 декабря 2020 года. Это первый подобный проект, реализуемый в Югре, и второй – на территории России. За основу был взят опыт работы по проектированию, строительству и содержанию федеральной автомобильной дороги М4 «Дон».

Заказчиком выступила администрация Кондинского района, которую заинтересовала инициатива компании «Северавтодор» по работе над объектом в рамках муниципального контракта жизненного цикла. Автодорожное предприятие было единственной компанией, заявившей о желании работать по инновационной схеме, и после победы на торгах сразу приступило к реализации проекта. Следует отметить, что совместная инициатива по реализации данного проекта была поддержана и в Правительстве ХМАО–Югры. Также часть средств удалось привлечь и из федерального бюджета.

Сейчас по аналогичной схеме реализуются еще сразу два проекта: «Подъездная автомобильная дорога к деревне Мортка Кондинского района» и «Подъездная автомобильная дорога к селу Ямки».

Данная схема работы уже зарекомендовала себя с лучшей стороны, поэтому, по желанию заказчиков, в ближайшем будущем в Югре может быть разработано еще несколько подобных проектов.

Перспективы есть

Сегодня у компании «Северавтодор» большие планы на будущее. Важное место занимает программа планового обновления асфальтобетонных заводов. Порядка 50 процентов асфальтобетонных заводов – это старые установки малой производительности, постепенно их стараются заменять на более новые. Один из последних обновленных вариантов, базирующийся на территории Сургута, – недавно приобретенный асфальтобетонный завод Benninghoven производительностью 200 тонн в час.

Также планируется внедрять новые материалы и технологии. К примеру, в 2017 году была приобретена разметочная машина по нанесению термопластиков. В качестве эксперимента такая разметка 

уже нанесена на ряде региональных автодорог в Сургутском, Нижневартовском и Нефтеюганском районах. Главным отличием разметки из термопластика от традиционной, нанесенной с помощью дорожной краски, является увеличение гарантийного срока службы с трех месяцев до одного года. Данная технология уже хорошо зарекомендовала себя в скандинавских странах и в некоторых регионах нашей страны. Для повышения безопасности дорожного движения в темное время суток компания «Северавтодор» внедряет дорожный светоотражатель собственного производства. Такие средства организации дорожного движения обычно устанавливаются по оси автомобильной дороги для повышения светоотражающего эффекта и очень выручают в ситуации, когда дорожная разметка уже стерлась, но из-за погодных условий обновить ее сразу нельзя. Раньше в других регионах уже можно было увидеть подобные дорожные светоотражатели, однако их конструкция состояла только из пластиковых элементов, поэтому не отличалась особой прочностью. Бывало, что уже за одну зиму дорожная техника во время очистки дорог от снега приводила их в негодность.

Чтобы решить эту проблему, специалисты АО «ГК «Северавтодор» обратились к опыту коллег из скандинавских стран и Канады. А позже, в результате эксперимента, в цехе по изготовлению дорожных знаков компании «Северавтодор» придумали и изготовили усиленную конструкцию светоотражателя под брендом UGRAZNAK. Год назад указанные дорожные световозвращатели в качестве эксперимента были установлены на подъезде к вантовому мосту через реку Обь и успешно «перезимовали». Поэтому, по рекомендации Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Правительстве ХМАО–Югры, на региональных дорогах округа в этом году будет установлено уже порядка двух тысяч подобных светоотражателей. Есть идеи и по поводу использования новой для ХМАО–Югры технологии борьбы с зимней скользкостью на автодорогах.

Сейчас предприятие прорабатывает вариант закупки комбинированных машин с принципиально отличающейся технологией противогололедной обработки. В данный момент «Северавтодор» работает только с пескосоляной смесью (смесь песка и технической соли), но есть желание попробовать работать с чистыми противогололедными реагентами, то есть исключительно с солью, как это делают, к примеру, в скандинавских странах. От использования новой технологии наши автодорожники ожидают не только экономического, но и технологического эффекта, так как ликвидация снежно-ледяных отложений будет более оперативной. Единственное «но»: обработка дорог чистой солью – удовольствие не из дешевых. Чтобы попытаться перевести на новые условия работы только один филиал компании, нужно не менее восьми комбинированных машин, каждая из которых стоит порядка 12 миллионов рублей. При этом срок окупаемости достаточно длительный.

Музей Моста

В историю округа АО «ГК «Северавтодор» войдет не только как изобретатель оригинального «рецепта» дорожной мастики и светоотражателя UGRAZNAK, но и как инициатор создания уникального в своем роде Музея Моста – пока единственного в России. Он находится в здании дорожно-ремонтного пункта, который и занимается содержанием автодорожного моста через реку Обь в районе г. Сургута. Решение о создании Музея Моста было принято руководством компании в 2008 году. С тех пор заведует этим учреждением бессменный руководитель А.А. Шагиева.

Музей является популярным местом для проведения экскурсий и других мероприятий. За время существования Музея его посетили более 10 000 человек, включая иностранцев. В Музее Моста представлена экспозиция «Югорский автодорожный мост через р. Обь. «От идеи до реализации уникального проекта 20 века». Она рассказывает об истории создания и реализации крупнейшего транспортного проекта современной России – совместном труде Дорожного департамента Югры и Сургутской дорожной дирекции, Проектного института «Гипротрансмост» и ОАО «Мостострой №11», ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой», о вкладе первого губернатора округа А.В. Филипенко

(инженера-мостостроителя по своей основной специальности) и В.Ф. Солохина – легендарного руководителя мостостроительного треста №11, а также о не менее 

важной миссии государственной компании «Северавтодор» и его Специализированного мостового Филиала №8 по обеспечению нормальной эксплуатации и сохранности уникального объекта. Для АО «ГК «Северавтодор» Музей Моста не только способ сохранить ценные архивные документы, связанные со строительством и дальнейшей судьбой вантового моста через реку Обь, но и возможность привлечения в профессию будущих дорожников. Ведь очень часто посетителями Музея Моста являются школьники и студенты, а значит есть шанс заинтересовать молодежь и тем самым в дальнейшем решить кадровый вопрос. Оценкой эффективности реализации внутрикорпоративного социального проекта «Музей Моста» и его работы может служить недавно полученное звание лауреата в одной из номинаций окружной ежегодной премии «Призвание».

Кадры решают все

Сегодня в государственной компании «Северавтодор» трудятся 1686 человек. Большая часть инженерно-технических работников – это специалисты с профильным дорожным образованием, также работают специалисты, имеющие образование по специальности «Промышленное и гражданское строительство».

Компания уделяет большое значение профессиональной подготовке и переподготовке руководителей и специалистов. В рамках Президентской программы прошли переподготовку 4 руководителя, по программе «MBA» обучено более 10 человек.В настоящее время профессиональную переподготовку проходят один из директоров филиалов по программе «MBA» в г. Москва и три специалиста по программе «miniMBA» в г. Тюмень. Поданы заявки на обучение по президентской программе 2017–2018 гг. Как и в любых других компаниях, существует проблема с рабочими специальностями. В свое время в стране была разрушена система профучилищ, что, конечно, негативно отразилось на обеспеченности квалифицированными кадрами. Не случайно сегодня компании в России, в том числе и в Югре, буквально борются за грамотных молодых специалистов. Так, к примеру, на вес золота сегодня машинист укладчика асфальтобетона или машинист автогрейдера. Ну а задерживаются в «Северавтодор» те, кто не боится работы и ответственности, ведь основной вид деятельности государственной компании – это содержание автомобильных дорог и обеспечение безопасности дорожного движения. Дело это хлопотное и малорентабельное, сюда входит обработка дорог противогололедными материалами, патрульная очистка элементов ограждения и дорожных знаков, уборка снега на дорогах, а летом – ремонт и своевременное нанесение дорожной разметки, поскольку ее отсутствие является сопутствующим фактором возникновения ДТП. Так что, по сути, Акционерное общество «Государственная компания «Северавтодор» – это служба, подобная скорой медицинской помощи или пожарной охране, ведь от его работы также зависит жизнь и здоровье людей – всех участников дорожного движения. Поэтому надеемся, что и через следующие 30 лет на дорогах можно будет увидеть машины с сине-зеленой корпоративной окраской и надписью «Северавтодор», а компания по-прежнему будет уверенно стоять на страже обеспечения дорожной безопасности всего автономного округа – Югры.